Os-marx (soslan81) wrote,
Os-marx
soslan81

Category:

Социализм как неизбежное будущее. Часть 6

начало

Итак,  как выше уже было сказано, капиталистическая система приближается  к своему логическому концу. Все в мире имеет начало и конец. Капиталистическая формация не исключение, сколько бы не кричали обратное либералы.

Выше были рассмотрены основные механизмы кризиса капитализма, теперь рассмотрим, как они проявляются непосредственно в обществе. А так же как именно капитализм  тормозит дальнейшее развитие человечества.

Как уже было сказано, при Капитализме товарооборот принимает всеобщий характер и масштаб. Именно при капитализме все, что создается, создается для продажи. И что-либо, даже еще не созданное, потенциально уже является предназначенным для продажи.
И вот, капитализм исторически выступает как наивысшая форма развития системы товарооборота – при капитализме опосредованный обмен (через деньги) результатами трудов  воплощается в наивысшей степени. Но достигнув этой наивысшей степени взаимообмен результатами трудов опосредованным способом приходит в состояние внутреннего системного кризиса. Выходом из этого кризиса становится изменение самого принципа взаимообмена результатами труда между людьми. Из опосредованного этот обмен должен стать непосредственным.
Но как именно проявляется кризис опосредованного обмена и как именно должно произойти изменение формы обмена результатами трудов?

Итак, первый вопрос: как именно проявляется кризис опосредованного обмена?
Поскольку капитализм это наивысшая стадия товарообмена как опосредованного обмена между трудами людей, то и кризис капитализма, есть кризис опосредованного обмена трудами людей.
Кризис этот порожден следующим противоречии: для создания все большей стоимости  требуется более производительная рабочая сила, а в замкнутой системе (то есть системе, которая не расширяется) для этого нужно все меньше самой рабочей силы. В то же время, чем меньше требуется рабочей силы создающей, тем меньше занятость, тем более сужаются отношения обмена.
Как именно это выглядит в повседневной жизни. С началом научно-технической революции 60-х годов 20 века, начался процесс вытеснения человека из сферы производства. Чем более развита техника, тем меньше требуется труда человека в процессе непосредственного создания продуктов.  В результате, последние полвека числа занятых в сфере промышленности неуклонно сокращалось. Высвобождавшаяся рабочая сила перемещалась в непроизводственную сферу – сферу услуг. Здесь имеются ввиду не только страны Запада, но и весь мир в целом. Доля занятых в непосредственном производстве и создании стоимости сокращалась и в мировом масштабе.
Кроме того, в начале нулевых годов 21 века прогресс достиг такого качественного уровня, когда начался встречный процесс - вытеснение человеческого труда и из сферы услуг. Примеров тому масса: интернет магазины, автоматы по продаже фастфуда, он-лайн услуги, предоставляемые, как частными компаниями, так и государственными органами  (например, электронное правительство - здесь в основном страны Запада). Все эти новые виды деятельности вытесняют определенное количество реальных работников. И хотя пока что эти процессы находятся в зачаточном состоянии, тенденция вытеснения автоматизацией людских ресурсов из непроизводственной сферы, уже на лицо.
Таким образом, можно наблюдать начало  эпохального этапа в развитии человечества – человек-производящий постепенно уходит в прошлое. То есть человек, как непосредственный производитель, существующий уже на протяжении 10000 лет,  являющийся придатком  производительных сил (оборудования) постепенно исчезает.  При этом на много возрастает роль человека управленца -  как процессом производства, так и процессом по оказанию услуг обеспечения. То есть, на смену коллективному человеку-производящему, приходит коллективный человек-управляющий. Управляющий процессами производства в целом, а не какого-то одного отдельного элемента.  С вытеснением человеческого труда из непосредственного производства и из непосредственного оказания услуг, начнет исчезать и глобальное разделение труда на управленческий и исполнительский.  В мировом масштабе труд человека останется только управленческим.  Исполнение будет выполняться робототехникой. Это не означает, что в один день разом исчезнут все «исполнительские» профессии. Преобладание в мировом масштабе означает, что основная часть создания благ (материальных и нематериальных) будет носить именно такой характер.
Но куда же дальше должен быть вытеснен труд человека? Ответ в самом вопросе: туда, где пока человека не могут заменить роботы. Заменить человека роботы пока не могут в тех сферах деятельности, где объектом воздействия являются не удовлетворение потребностей человека (сфера услуг), а сам человек, как личность. Это то, что называется социальной сферой: здравоохранение, образование, культура и наука. Что бы иметь здоровое, образованное и высокоразвитое общество необходимо больше врачей, учителей, ученных и работников искусства (а так же и други видов деятельности, направленных на развитие человека и общества, которые еще и не возникли).

Человек будущего, как продукт общества, должен быть результатом максимально качественного взаимодействия всех элементов общества. А для реализации этой задачи в обществе должна быть значительно большая доля работников указанных профессий, в общей структуре населения, что и позволит создать индивидуальный качественный подход. Например, для качественного индивидуального подхода в образовании и воспитания подрастающего поколения нужно значительно больше учителей. А для поддержания на высоком уровне уровня здравоохранения нужно больше врачей. То же подход должен быть и в искусстве и науке – высокоразвитому обществу нужно больше ученных, исследователей, и прочих напрвлениях, отвечающих задаче общественного развития.



Почему же капитализм не может так же справиться с это йзадачей? Потому что рыночная экономика считает эти виды деятельности частью сферы услуг.  И, соответственно, применяет к ним те же рыночные требования: увеличение производительности труда, посредством уменьшения времени индивидуального контакта на одного клиента. Чем больше клиентов за рабочий день, тем лучше. Но этот принцип хорош и прогрессивен для общества, если речь идет о кассире в магазине и для работников общепита, но плох и регрессивен если это  врачи, учителя, ученные и пр.

В этом и заключается коренное противоречие нынешней капиталистической системы: капитал, с одной стороны вытесняет людей из одних сфер посредством все большей автоматизации, что логически требует вовлечения высвободившихся рабочих рук в сферы не роботизируемые. Но с другой стороны, из нероботизируемых сфер деятельности капитал так же вытесняет рабочие руки посредством увеличения эксплуатации. Что, в условиях глобальной, а по сути замкнутой, экономики,  неуклонно ведет к увеличению перманентной безработицы, уменьшению потребительской способности и нарушению отношений обмена в мировом масштабе.

Таким образом, технологический уклад, основанный на увеличении роботизации и автоматизации, ведет к перманентным сбоям в действии закона стоимости. Ведь по сути дела, Закон стоимости основан на отношениях, при которых происходит опосредованный деньгами обмен между продуктами труда людей, для удовлетворения их потребностей. Робототехника же, создавая продукт, выводит при этом значительные слои населения из  отношений обмена между результатами трудам. Ведь чем больше безработица, (как скрытая, так и открытая) тем меньше участников полноценного обмена.

Таким образом, система хозяйствования, основанная на частной собственности на продукты производства не способна дальше нормально функционировать.
Разрешить это противоречие, как было во времена прежних технических революций невозможно, поскольку (как ранее уже было сказано) технические скачки 19 и 20 веков сопровождались таким же скачкообразным расширением самой капиталистической системы, которая вбирала в себя все больший ареал обитаемой Земли - общества, до того в капиталистические отношения не вовлеченные. Сегодня таких белых пятен капитализма на Земле практически нет, нет именно в экономическом масштабе. (Вряд ли кто-либо может серьезно полагать, что вовлечение в рыночные отношения племен экваториального пояса позволит преодолеть кризис капитализма).

продолжение следует...
Subscribe

  • Остров везения. Ч2.

    начало Итак, подытожив, предыдущую часть мы имеем следующие исходные данные: бедный островок, находящийся между двумя не самыми спокойными…

  • Остров везения. Ч1.

    В продолжение прошлой статьи теперь рассмотрим историю еще одного «чудесного» азиатского мифа – о Сингапуре. Сначала еще раз…

  • Крадущийся тигр, затаившийся барс. 2

    опубликованно на сайте "Абон" Продолжение, начало тут . Ч.2 Себестоимость «Чуда». Политические решения, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments