Os-marx (soslan81) wrote,
Os-marx
soslan81

Category:

Социализм как неизбежное будущее. Часть 3

Начало

Таким образом, торговый оборот действует как механизм взаимодействия между неравными количествами воплощенного  труда. А максимум и минимум неравенства в производительности труда образуют кризисы торгового оборота.



Каким же образом, проявлялись кризисы товарооборота в прошлом?
В течение тысячелетий социумы изменялись как внешне, так и внутренне. Основным двигателем изменения формы и содержания социума, как уже было сказано выше, является трудовая деятельность по созданию благ. Процесс же труда, сам по себе, имеет внутренний двигатель. Этим двигателем является производительность труда. Именно производительность труда в конечном итоге определяет все основные характеристики общества.
Производительность труда, в данном случае и необходимо взять в качестве индикатора развития общества. Как и любое явление,  производительность труда как процесс, имеет следующие критерии: форму, содержание и условие. Что это значит?
Содержание процесса - это непосредственный механизм его действия, то есть то, как возникают и развиваются основные базовые критерии жизнедеятельнсоти общества.
Форма процесса - это внешние признаки проявления механизма действия, то в каком виде предстает общество.
Условие процесса - это внешние факторы, влияющие на механизм действия.

Так же как и развитие общества, так и его кризис, тоже определяются этими критериями.
Итак, в самом начале истории человечества, как социума занимающегося созидательным трудом, то есть после неолитической революции и перехода к земледелию - производительность труда был крайне низка. Создаваемого прибавочного продукта хватало на довольно скудное существование. Но все  же этот прибавочный продукт был, и был он больше, чем необходимо для физического выживания. Это рождало в социуме возможность борьбы за этот прибавочный продукт. Возможность еще не означает обязательное свое воплощение, но оно создает предпосылки.  И, в конце концов, по мере развития сложности взаимоотношений в человеческих обществах, борьба за прибавочный продукт усиливалась. Механизм этой борьбы порожден самим наличием прибавочного продукта и возможностью его физического отчуждения от производителя. Каково же было содержанием процесса в тот период? Рассмотрим пошагово.

Содержание процесса.
Итак, если есть прибавочный продукт, то так или иначе, рано или поздно, за него начнется борьба. Одна часть социума будет  стремиться отторгнуть у другой эти излишки. Если борьба будет идти в пропорции 50/50, то это будет перманентное конфликтное общество, которое вообще не сможет производить. Если крайнее меньшинство будет подавлять абсолютное большинство, например, в пропорции 1/9, то меньшинство определенно проиграет - в данном случае речь идет именно о непосредственном физическом отторжении созданного продукта, с которым большинство не согласится и физически подавит меньшинство. Соответственно, сама логика процессов отъема прибавочного продукта, стихийно будет формировать такой состав социума, в котором меньшинство может безнаказанно его отнимать. Каким должна быть структура социума для выполнения этого условия? Такой социум будет состоять из:
- крайнего меньшинства -  подавляющего и отнимающего прибавочный продукт,
- значительной части общества (но не большинства), которое будет подавляться силой и лишаться всего прибавочного продукта и только физически выживать по милости первых,
- и большинства, которое будет нейтрально, будет подчиняться силе меньшинства добровольно (напрмер под действием верований), но и отдавать будет лишь часть прибавочного продукта.

Форма процесса
Описанные выше условия - фактически рисуют рабовладельческое государство,  где есть знать (крайнее меньшинство - подавляющие), рабы (подавляемые) свободные общинники, платящие налоги государству и дань жрецам (нейтральное большинство отдающее часть прибавочного продукта добровольно).

Часто говорят, что рабовладельческого строя и вовсе не было, в виду того, что рабы никогда не составляли большинства населения, и даже в Римской империи в период наивысшего расцвета, их в Риме было не более 30%.
Это заблуждение порождено поверхностным подходом к игре с числами. Да, рабов всегда было меньше, чем свободных землевладельцев. Но при том, что при применявшихся тогда технологиях производительность труда у рабов и общинников была примерно одинаковой, прибавочный продукт, получаемый с рабов, был на много больше, чем со свободных земледельцев. Ведь у раба отторгался весь продукт, из которого потом незначительная часть шла на его содержание. У свободного же земледельца, в виде налогов забиралась меньшая часть прибавочного продукта. Ибо свободный землевладелец не отдаст добровольно весь продукт, и кроме того в дальнейшем не будет иметь стимула работать и подчиняться. 
Поэтому, будучи меньшинством в общей численности всего общества, в экономическом плане рабы давали большую часть изымаемого прибавочного продукта.

Условие процесса 
Поскольку технологии и коммуникации развиты слабо, то социум, получив новую технологию, длительное время может сохранять более высокую производительность труда, чем соседи. Поэтому рабовладельческий мир в основном представлен государствами-островами, окруженными менее развитыми социумами – находящимися в стадии общин.

Через определённое время любое существующее явление достигает пика своего развития, и прежде чем перейти в новую фазу испытывает внутренний кризис.

В чем же выражается кризис рабовладельческого общества?

Содержание кризиса: производительность труда растет, что приводит к возможности увеличения создаваемого прибавочного продукта, что ведет к еще большему увеличению числа принуждаемых и усилению принуждения. Это требует увеличения системы принуждения, для обеспечения которой требуется все больше принуждаемых.

Форма кризиса: рабовладельческим государствам требуется все больше рабов и земли, для их захвата и контроля требуется все большая армия и госаппарат, для их содержания нужно еще большего рабов, что в свою очередь ведет к необходимости постоянной захватнической войны, что истощает ресурсы.

Условие кризиса – захват все больших территорий, увеличивает количество враждебных соседей, что ослабляет рабовладельческое государство, так как с каждым новым захватом, воевать приходится со все большим количеством соседних обществ.  Расширение масштабов торговли приводит к распростронению знаний и технологий. Соседние варварские общества догоняют рабовладельческие государства по уровню оснащености.


Условия преодоления кризиса: поскольку, технологии позволяют  увеличить общий объем создаваемого прибавочного продукта, необходимо заменить прямое принуждение (рабство) на косвенное (крепостная зависимость). Это увеличит как продуктивность хозяйства, за счет мотивации работника, так и общее производство, так как при устранении прямого принуждения можно перейти к обработке больших территорий, но без затрат на аппарат принуждения.


После краха рабовладельческих государств, происходит формирование новой системы существования общества – феодализма.

Продолжение следует...


Subscribe

  • Остров везения. Ч2.

    начало Итак, подытожив, предыдущую часть мы имеем следующие исходные данные: бедный островок, находящийся между двумя не самыми спокойными…

  • Остров везения. Ч1.

    В продолжение прошлой статьи теперь рассмотрим историю еще одного «чудесного» азиатского мифа – о Сингапуре. Сначала еще раз…

  • Крадущийся тигр, затаившийся барс. 2

    опубликованно на сайте "Абон" Продолжение, начало тут . Ч.2 Себестоимость «Чуда». Политические решения, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments